14 нояб. 2016 г.

Рельсы идут на Север

Наш город называют нефтяной столицей. Современные здания и дома, красивые и ухоженные улицы, памятники и скульптуры – это все сегодняшний Нижневартовск. В конце 1960 гг. Нижневартовск был удален от центральных районов страны и области. Доставка грузов и людей в город была крайне затруднена.
В то же время Нижневартовск очень быстро развивался, был многолюдным, стал Комсомольской ударной стройкой. Однако не просто было добраться в этот молодой и шумный город. Навигация была короткой, суда с большим трудом справлялись с огромным оборотом грузов и пассажиров. Авиация тоже работала на полную мощность, но была необходима железная дорога. Её мосты преодолели таежные реки и самую крупную из них – Обь. Особым событием для города Нижневартовска стало прибытие первого рабочего поезда в Нижневартовск в 1976 году. 
Сегодня на железнодорожном вокзале об этом событии напоминает памятник первому паровозу, прибывшему в Нижневартовск. В 2006 году на привокзальной площади города был и установлен этот макет паровоза в честь 30-летия эксплуатации железной дороги Сургут-Нижневартовск и прихода первого поезда в город Нижневартовск 14 ноября 1976 года. 

Макет тепловоза на привокзальной площади г. Нижневартовска

После геологических изысканий, к началу 1960-х годов стало ясно, что север Западной Сибири содержит в своих недрах крупнейшие в стране и мире запасы нефти и газа. Но в отличие от степей Баку и Татарстана организовать добычу этих богатств здесь намного сложнее – никаких транспортных путей кроме рек на территории нет. Для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север, пройдя районы основных месторождений. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск. 
В середине 1970-х гг. приступили к строительству участка железной дороги от Сургута до Нижневартовска. Участок железной дороги Сургут-Нижневартовск входил в общий комплекс дорог Тюмень - Сургут - Нижневартовск. Для строительства железной дороги в мае 1973 года в районе протока Мега был высажен первый строительный десант, который состоял из двадцати человек.
Трасса для будущей железной дороги, 1973 г.

Эти рабочие должны были расчистить место под поселок транспортных строителей. Чтобы трудиться и строить железнодорожное полотно, люди должны были где-то жить, нужно было строить дома, необходимы были магазины, медпункт, школа и детский сад. 
Пекарня, п. Молодежный, 1975 г. 


Продуктовый магазин, п. Молодежный, 1976 г.


Магазин "Овощи". п. Молодежный, 1977 г.


За несколько месяцев вырос поселок, который получил название Молодежный, а затем Высокий. 

Поселок Молодежный, 1975 г.

Поселок Молодежный, 1975 г.


Вид с вертолета. п. Молодежный, 1977 г.


п. Молодежный, 1977 г.

Вид с вертолета. п. Молодежный, 1980 г.

И после образования поселка рабочие приступили к строительству железной дороги. В строительстве участвовали такие коллективы как Строительно - монтажный поезд 227. 

Строительство железнодорожного полотна, 1974 г.

Вертолетная площадка.  п. Молодежный, 1976 г.

Ветки железнодорожного полотна укладывались навстречу друг другу.  Дорога строилась 3,5 года. 
Бригада путейцев Анатолия Дубового (первый в нижнем ряду).
В центре Владимир Иванович Иванчихин, старший прораб.

Валка леса на пересечении будущих улиц Северная и Дзержинского.  Бригада Анатолия Дубового, 1974 г.

Укладка железнодорожных путей, 1974 г.
По 216 метров железной дороги в день, 1974 г.
По 216 метров каждый день. Вот с такой скоростью двигалась железная дорога по бескрайним мшистым болотам, пробиваясь сквозь вековую тайгу, преодолевая реки от берега к берегу.
Свершилось, поезд из 26 вагонов пришел в Нижневартовск без опозданий: строго по расписанию.


У традиционной алой ленточки – единственной преграды на его пути он остановился, приветствуя собравшихся гудками. В Нижневартовске по этому поводу был устроен десятитысячный митинг. Транспортных строителей приветствовали высокие гости и зачитывали поздравления и телеграммы. 
Когда поезд во флагах и транспарантах остановился у торжественной трибуны из тепловоза вышел машинист Валентин Федорович Сивцев и отрапортовал о прибытии первого поезда.

Машинист Сивцев Валентин Федорович
Первый рабочий поезд прибыл, ожидалось прибытие и первого пассажирского поезда. Необходимо было место для размещения пассажиров, грузов и багажа, оборудованной территории для продажи билетов. Стоял вопрос о строительстве современного железнодорожного вокзала. Деревянный вокзал был мало приспособлен для пассажиров.

Деревянный вокзал
Станция Нижневартовск была сдана в эксплуатацию в 1980 году.

Станция, г. Нижневартовск, 1980 г. 
А первый пассажирский поезд из 16 купейных, плацкартных и общих вагонов № 142 сообщением Свердловск – Нижневартовск прибыл 6 июня 1981 года, тогда же был оформлен и первый пассажирский билет в деревянном вокзале.

Первый пассажирский поезд, 1981 г.
Хотя первая свая под вокзал была забита в 1982 году, а строительный проект вокзала утвержден ещё в 1972 году, его строительство сильно затянулось. Тогда работники вокзала и пассажиры столкнулись с целым рядом трудностей. Владимир Кириленко, начальник ж/д вокзала вспоминает о том, что трудились без отдыха и начинали работать впятером. 
Пассажиров сразу было много. Ходить на работу было далеко, десятого микрорайона тогда еще не было. Очень долго не могли открыть буфет, так как не было водопровода. Платформы тоже не было, ее потом делали общими усилиями. Пришлось выстроить ангар под багажное отделение. Отсутствовали комнаты отдыха, камера хранения, кассы располагались неудобно и было их всего три на 250 тысяч человек. 
В 1996 году был сдан трех этажный вокзал, здесь уже могли разместиться: комната отдыха для пассажиров, билетные кассы, прачечная, медпункт и так далее. В конце 1990– х власти предъявили новые требования к строительству. С новыми требованиями пришлось произвести перепланировку вокзала. 21.10.2002 года был подписан акт приема в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала в нашем городе, который строился 20 лет и 1 месяц. 
Современный железнодорожный вокзал рассчитан на 900 пассажиров. Вокзал считается одним из самых крупных в России и занесен в Книгу Рекордов Гинесса как самый большой вокзал на конечной станции.
Железнодорожный вокзал. г. Нижневартовск, 2002 г.

Железнодорожный вокзал. г. Нижневартовск, 2002 г.
Любой город имеет свою собственную уникальную историю, которая отражается в каждой его улице, в каждом событии, в каждом жителе. Это то, что связывает всех нас, что делает единым целым, поэтому так необходимо хранить память о событиях и о людях, которые строили наш город, совершая трудовой и человеческий подвиг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий