20 мар. 2019 г.

Как отличить родительный падеж от винительного?

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.
Знакомятся обучающиеся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор делают на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают.

Признаки падежей
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
-и, -ы — в 1-ом склонении;
-а, -я — во 2-ом склонении;
-и — в 3-ем склонении.
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
у, -ю — в 1-ом склонении;
а, -я — во 2-ом склонении;
в 3-ем склонении.
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

Родительный падеж
Винительный падеж
вопрос
кого? чего?
кого? что?
вспомогательное слово
нет…
вижу…
окончания
  • и, -ы (1 скл.)
  • а, -я (2 скл.);
  • и (3 скл.)
  • у, -ю (1 скл.)
  • а, -я (2 скл.)
  • - (3 скл.)
предлоги
от, до, из, без, у, для, около, с
в, на, за, через, про.
примеры
блокнот (кого?) учителя
ножка (чего?) стола
посещать (кого?) друга
проверять (что?) работу

Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
Определить одушевленность/неодушевленность.
Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика». 
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Значение падежей
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
соотношение целого и отдельной части (класс школы);
отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
сравнение (быстрее реки);
объект измерения, даты либо счета (стакан сока).
Винительный падеж обозначает:
переход действия на предмет (например, читать книгу);
передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
зависимость от наречия (жалко птичку).

Комментариев нет:

Отправить комментарий